О чем следует помнить, снимая 4K при 60 или 120 fps

Съемка в 4K уже стала обыденностью для большинства создателей контента. Что уж говорить — она совсем скоро будет замещена 8K-съемкой. Тем не менее, не все еще видят смысла в съемке 4K. Почему это не так — читайте в нашей предыдущей статье.

Зачем снимать видео с высокой частотой кадров?

В последние годы большую популярность снискали камеры, способные снимать видео в 4K/60 fps. А уже сейчас многие фотографы и режиссеры готовы отдать последние деньги за возможность снимать в 4K/120 fps. Зачем же люди гонятся за более высокими частотами кадров?

Давайте для начала разберемся в преимуществах съемки в 4K/60 fps. Съемка со скоростью 60 кадров в секунду дает возможность замедлить отснятый материал до половины скорости, что делает возможным использования эффекта замедленной съемки в дальнейшем.

Если вы попытаетесь сделать то же самое с кадрами, снятыми в 4K/30 fps, и замедлите их до половины скорости, то вам придется растянуть 30 кадров на 2 секунды (то есть, 15 кадров в секунду). Этого будет недостаточно, особенно в разрешении 4K.

Однако замедление — не единственный случай, когда стоит снимать с высокой частотой кадров. Этот прием вам также пригодится при съемке быстро движущихся объектов, либо сама камера перемещается быстро или резко. Сейчас поясним.

Правило 180° угла затвора

На самом деле съемка при 60 кадрах в секунду не всегда является идеальным вариантом. Лучше всех это иллюстрирует правило 180-градусного угла затвора.

Слово «угол» в названии этого правила совершенно не имеет отношения к современной технике. Оно пришло из прошлого — из первых кинокамер, в которых шторка затвора двигалась не вверх-вниз, а по кругу.

Итак, понятие «угол затвора» обозначает соотношение между скоростью срабатывания затвора и частотой кадров. При этом угол затвора в 180° является золотой серединой для съемки и означает, что скорость затвора в 2 раза больше частоты кадров. Именно поэтому увеличение скорости до 60 к/с приведет к уменьшению выдержки до 1/120 — и это значительно скажется на четкости кадров.

В конечном итоге, 60 fps является востребованной функцией, поскольку она позволяет снимать плавное замедленное движение и в наши дни это так называемый «must have» для любого уважающего себя режиссера. Тем не менее, будьте осторожны, поскольку неправильное его использование может загубить превосходную съемку.

Зачем снимать в 4K при 120 fps

Запись в 4K со скоростью 120 кадров в секунду — довольно экзотическая вещь, поэтому камеры с такой функцией сейчас на вес золота.

Однако есть несколько моментов, которые следует учитывать перед покупкой такого девайса. Например, объем записанных данных — 100 Мбит/с.

Большинство камер, особенно беззеркальных и DSLR, будут записывать с переменным битрейтом (так называемый VBR).  Это сделано для оптимизации кадров: чем меньше разница между кадрами, тем меньше их битрейт. Для того, чтобы оставить как можно больше данных для очень отличающихся соседних кадров (то есть динамичных сцен).

Однако для простоты давайте представим, что битрейт у нас фиксированный. Таким образом, при скорости 30 fps и 100 Мбит/с на каждый кадр приходилось бы 3,3 Мбит (вычисление происходит делением 100 на 30). При 60 кадрах в секунду это значение уже падает до 1,6 Мбит, что делает видео более шумным, мыльным и с худшей цветностью. Кстати, тоже самое касается и съемки в 120 к/с — на каждый кадр приходится уже 0,8 Мбит, что еще больше снизит качество каждого конкретного кадра.

Давайте рассмотрим эту тенденцию на экшн-камерах GoPro. Даже самым мастеровитым операторам будет трудно увидеть разницу в 1080p, снятых со скоростью 30 или 60 к/с. Но увеличьте их до 120 кадров в секунду и вы заметите некоторую пикселизацию картинки. Что уж говорить про съемку в 240 fps, особенно если света недостаточно.

Кроме того, вам наверняка часто будут попадаться фотоаппараты типа Canon EOS 5D Mark IV. Они записывают 1080p со скоростью 60 кадров в секунду, но для достижения 120 fps требуется понижение качества до 720p.

В свою очередь, Sony RXO может снимать со скоростью 1000 кадров в секунду в формате 1080p, что кажется впечатляющим на бумаге, пока вы не увидите качество отснятого материала даже при нормальных условиях освещения.

Что же касается съемки 4K при 120 к/с, то здесь также есть еще один подводный камень. Дело в том, что при таком значении скорость затвора должна составлять 1/250 (показателя 1/240 не существует, поэтому округляется до ближайшего). А вы знаете, насколько остро стоит вопрос с освещением при такой выдержке.


Вместо заключения отметим, что нет универсального подхода к выбору частоты кадров. Для каждой отдельной ситуации нужно понимать, что снимается, при каких условиях (освещенность и динамика) и как оно будет использовано на этапе монтажа.

На этом все! Если у вас возникли вопросы — пишите их в комментарии, а мы попытаемся дать на него развернутый ответ. Удачных кадров! Ваш интернет-магазин Wazza.

Подписывайтесь на официальные страницы магазина в FacebookTelegramInstagram и YouTube канал.

Источник: Camera Jabber

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: