6 причин снимать в 4K, даже если вам не на чем его смотреть

Камеры, которые снимают в разрешении 4K постепенно становятся нормой. А мы тем временем видим непонимание этой тенденции, и всё чаще слышим вопросы вроде: «Почему вы так много говорите о съемке в 4K? Не только у  меня, но даже ни у кого из моих знакомых нет 4К телевизора!».

Да, эти люди правы. 4K телевизоры всё ещё не очень распространены. Однако мы ведь и не говорим о создании роликов в 4K формате! Сейчас мы снимаем в этом разрешении для повышения качества наших 1080p видео.

Как? Сейчас объясним.


4k_logo

Повышенная резкость FullHD кадров

Возможно, вы уверены, что разрешение HD — это некий универсальный стандарт, и что любая сцена, снятая в «HD» будет выглядеть ультра резкой. Но это не так. Термин «High Definition» может предполагать форматы 720i/р или 1080i/р. И большинство HD камер сегодня уже снимают в 1080p (самый высокий уровень HD).

Но ведь при этом нет совершенно никакого контроля над битрейтом камеры! Чтобы сэкономить деньги на процессорах и буферах памяти, производители камер потребительского сегмента обычно используют запись HD видео с относительно низкой скорость передачи данных (мегабитах в секунду). Это приводит к тому, что отснятый материал выглядит размытым, нечетким, мутноватым.

В приведенном ниже примере возьмем Jpeg изображение, сделанное с помощью Nikon D750 и сожмём его до 1080 пикселей по высоте. Рядом поставим стоп-кадр из видео, снятого тем же фотоаппаратом. Увеличим до 100% чтобы были видны пиксели. Сравнительная картинка ниже наглядно демонстрирует, на сколько 1080p видео кадр уступает по качеству. Учтите, видео, снятое на D750 ещё и очень отличается в лучшую сторону от того что можно получить на другие зеркалки.
jpg_vs_video_frameПри желании можете провести ещё один простой эксперимент. Найдите на YouTube любое красивое видео с разрешением 4К (к примеру, на канале DevinSuperTramp) и откройте его на своем «обычном» FullHD дисплее в разрешении 1080p (колёсико справа внизу -> качество). А затем переключите качество на 4К (2160p). Заметили, как поменялась насыщенность и четкость? А ведь смотрели вы на всё том же HD мониторе, не на 4К телевизоре.

Формат 4K называется так, потому что в кадре получается около 4000 пикселей по горизонтали (4096×2160), что примерно в 4 раза больше по площади стандартного 1080p (1920x1080p) видео файла. Сжав 4К кадр для получения 1080p, вы весьма существенно увеличиваете детализацию, резкость и качество цвета. Кроме того, этим способом можно ощутимо снизить шум и зернистость, отчего видео будет казаться гораздо чище.

В теории дорогие камеры стандарта 1080p могут снимать более качественно, чем дешевые 4K камеры. На практике же большинство «нормальных» 4K камер всё равно оказываются значительно более резкими.

 

Важный момент! Для сжатия 4К в FullHD не обязательно залезать с головой в продвинутый монтаж. Достаточно просто выгрузить 4К ролик (собранный хоть на телефоне) сразу на YouTube, который сам сожмёт видео в несколько форматов, в том числе ещё более низких разрешений.

 

Итак, съемка 4K видео для получичения более качественого 1080p на выходе — это ключевой аргумент в пользу 4K. Однако, у нас есть ещё как минимум 5, которые сделают 4К ещё более полезным.

 

Стабилизация видео при постобработке

У Голливудских режиссеров есть целые команды людей и неограниченные бюджеты для создания безупречных движений камеры. У нас же такой роскоши нет, а иногда вообще приходится снимать просто с рук. Даже если стоять неподвижно, а в объективе камеры встроен оптический стабилизатор, всё равно дрожание будет заметно. Если же начать двигаться, то такой материал вообще может стать непригодным для использования.

Пользуясь программной стабилизацией в видео редакторах, например эффект «Warp Stabilizer» в Adobe Premiere, можно частично исправить дрожание. Однако такой процессинг потребует «обрезать» кадр, чтобы было из чего стабилизировать. Если материал в 1080p уже, мягко говоря, нечеткий, то кадрирование ещё на 20% сделает его совсем печальным.
stabilized_4k_footage
В свою очередь, съемка в 4K даст вам достаточно пикселей для экспериментов с подобными эффектами, ведь они не будут иметь никакого заметного влияния на качество готового видео.

UPD : читать подробную статью о стабилизации и режимах HERO7

Обрезка кадра при постобработке

Возможно, вы слыхали от профессиональных фотографов аргументы в пользу фотокамер с большим числом мегапикселей. Они дают больше возможностей кадрирования. Теперь эта же роскошь доступна и создателям видео.

При съемке данного примера использовался квадрокоптер DJI Phantom 2 с GoPro HERO 4 Silver, которая снимала в 2.7K (2.7K — это промежуточный вариант, который больше, чем 1080p, но меньше, чем 4k). Системы обратной видеосвязи на дроне не было. Потому оставалось только приблизительно предугадывать, что именно сейчас попадает в кадр. Разрешение 2.7K позволило обрезать кадр при монтаже ролика и получить 1080p без потери качества!cropped_4k_footage

Бьюсь об заклад, до этого вы почти не использовали кадрирование видео. Раньше это был не вариант для качественного ролика. Поверьте, после того, как вы испробуете всю гибкость возможности перекомпоновки уже отснятого, вы не захотите возвращаться к FullHD.

 

Идеальные проводки и «наезды»

Пробовали снять идеально гладкую проводку? А приходилось делать плавное приближение, вращая кольцо объектива пальцами? Если да, то вы знаете, что такое практически невозможно.

Если же снимать в 4К, то вот вам самый простой способ создавать и проводки и приближения! Просто в момент съемки возьмите кадр шире, снимите несколько секунд сцены, а затем при монтаже создайте плавный поворот или «наезд» камеры.
pan_and_zoom
На самом деле, создание таких движений в видеоредакторе даст более качественный результат, чем использованием самых продвинутых слайдеров и систем стабилизации в момент съемки. 4K дает вам так много дополнительных пикселей для работы, что конечный результат будет выглядеть просто безупречно.

 

Съемка A и B камерами одновременно.

Если вы когда-либо снимали профессиональное интервью, то знаете, что работать следует как минимум с двумя камерами. И если ролик должен получиться около 5 минут, то в нем придется сделать примерно 20-100 переходов. Идеально подогнанных друг к другу переходов, чтобы не было никаких скачков звука. Съемка 4k и экспорт в формат 1080p дает вам единый аудио- и видеоряд, из которого можно создать 2 или даже 3 ракурса (широкий, средний, узкий).
a_b_camera
Для большинства подобных видео раньше приходилось использовать 2 камеры, устанавливая их почти в одинаковом положении. Теперь же одна 4К камера может легко заменить 2 классические. А это не только экономия на покупке самой камеры, но и удобство при съемке — не нужно контролировать чтобы настройки были одинаковыми, отпадает проблема двойного комплекта батарей и т.д.

 

4K видеоматериал достаточно хорош для использования стоп-кадров

Большинство 1080p видео имеет на столько низкое качество каждого конкретного кадра, что их использование сомнительно даже для веб-сайтов. О печати таких «снимков» вообще говорить не приходится.

4K меняет ситуацию. Большинство таких кадров достаточно хороши, чтобы выгодно заменить стандартные скриншоты, которые используются в Интернете. А многие операторы уже успели отметить, что 4k стоп-кадры вполне ничего даже для печати.

Чтобы понять, откуда такая разница, достаточно провести простой подсчет. FullHD (1920х1080) видео содержит примерно 2 миллиона пикселей, в то время как 4k (4096×2160) — это 8,8 миллионов пикселей!

В качестве наглядного примера можете просмотреть видео ещё 2012 года, где сравнивался снимок профессиональной фотокамеры топ-уровня Hasselblad (60 Мп) со стоп-кадром из весьма устаревшей даже на тот момент версии Red Epic.

 

Заключение

Сейчас очевидно, что будущее — за 4K. В отличие, к примеру, от довольно спорного 3D, который постепенно вытесняется 360° контентом. И в то же время понятно, что 4K — вовсе не тот формат, в котором сегодня стоит создавать видео «для себя».

Да, можно пойти в магазин и купить 4K телевизор, который большую часть времени не будет использовать весь свой потенциал, ведь контента в таком формате всё ещё очень и очень мало. Покупать ли 4K видеокамеру для создания 4K роликов? Сомнительно. А вот с целью очень существенного улучшения ваших FullHD видео — пожалуй, да, стоит.

Наконец, даже если стандарт 4K никогда не станет общепринятым, он всё равно поможет улучшить качество уже сегодня, независимо от того, в каком формате вы работаете.

И не забывайте, 4К улучшит создаваемые вами ролики даже если вы просто будете выгружать их в таком виде на YouTube, не углубляясь в сложные видеоредакторы.

UPD : читайте нашу новую статью «Настоящее разрешение 4К или «фейк» – как узнать?«

***

Знаете ещё способы использования 4K материала для улучшения качества FullHD? Не согласны с некоторыми аргументами? Вообще не видите смысла в покупке 4K камеры? Расскажите всем в коментариях!

И подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы не пропускать новые статьи!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


20 комментариев

  1. Екатерина:

    Спасибо, узнала много нового. Теперь знаю, какая видеокамера мне нужна!

  2. Владимир:

    А если использовать плагин 4К на FullHD ,сохранить в 4К а затем перекадировать опять в FullHD ? Плагин добавляет пикселы,тогда нет необходимости покупать 4К камеру))

  3. Валерий:

    Перешел по вашей ссылке просмотрел ролик в качестве 4к и он на моем компьютере тормозит,получается для меня 4к не годится.

    • Анатолий:

      Вы наверняка использовали проигрыватель windos Media. Используйте другой более быстрый, например-MPC-HC и увидите разницу!

  4. Николай:

    Все бы хорошо для 4 к,но 4 к снимает всего 25кадров это вообще ни о чем ,в движении картинка будет плохая,это как обрезанный 4 к.

    • Евгений Вовк:

      Это отчего же 25 кадров? Формат 4K не имеет таких ограничений. Ограничения могут быть заданы железом конкретной модели камеры, слабой по современным меркам. Та же GoPro HERO6 Black снимает 4K при 60 кадрах в секунду.
      Немного подробнее — в статье о форматах 4K и 8K.

  5. На что же лучше снимать 4K, на видео или фотокамеру?

    • Евгений Вовк:

      Отталкивайтесь от того, что там за матрица. Сейчас даже «старенький» iPhone 7 снимает 4К видео гораздо лучше, чем большинство потребительских видеокамер или мыльниц.

  6. Andrew:

    1.) А какой битрейт нужно ставить, если я, например, снял видео в 4К, но хочу, чтобы его показывало на YouTube, как «настоящие» FullHD (1080p).

    2.) Смысла не имеет ставить большой битрейт когда:
    а) Ты снимал на камеру с битрейтом ниже?
    б) И когда ты заливаешь ролик на YouTube? Его же вроде до 8 сжимают.

    3.) И я не понимаю: это пользователю нужно будет выбрать в разделе «Качество» → 4К, и только тогда оно станет показывать, как «настоящие» 1080p, или оно будет показывать «настоящие» 1080p, когда будет выбрано «Качество» → 1080p?

    Ответьте, пожалуйста, на эти вопросы :)

    • Евгений Вовк:

      Андрей, если Вы планируете использовать видео только для YouTube, то при рендере нет смысла ставить больше 8. Если же «для себя, в семейный архив» — поставьте хотя бы 12.
      Если изначальный битрейт ниже, то «раздувать» его до 8 не имеет смысла. А вот исходный материал всегда стоит снимать в максимально возможном битрейте, что бы Вы ни планировали делать с ним на выходе. Это даст возможности для более глубокой обработки в видеоредакторе — и цвета, и яркости, и шума. Третий вопрос — он касается настроек какого-то конкретного приложения? В общем-то ответ на него можно найти в первом пункте статьи.

      • Andrew:

        3 вопрос это для YouTube.

        И ещё: на сколько я понимаю 4К — это картинка должна быть шире и выше, нежели 1080p, тоесть 4К только для больших мониторов должно подходить.
        Или это не картинка шире, а просто пиксели меньше в 4К, а размеры, как по горизонтали так и по вертикали должны быть одинаковыми.
        И по идее, если взять первый случай, что 4К шире и выше чем 1080p, то почему в видеоплеере YouTube они одинаковы за длиной и шириной. Надеюсь Вы меня поняли )
        Потому-что я что-то путаюсь.

  7. А:

    учитывайте что при 25 кадрах в тёмное время суток выдержка совершенно другая чем при 50-60, и качество исходников и гибкость при покраске будут горазо выше, что в купе с кадрированием даёт гораздо больше гибкости на монтаже чем 50-60 кадров в сомнительном качестве и без кадрирования вообще!

  8. Данила:

    Пробовал сжимать QT Player -ом, FCPX, Movavi. Все равно 4к ролик смотрится резче.
    Самый лучший вариант- запись экрана. Но как только ее включаешь, комп начинает тормозить воспроизведение. Mac OS. Core i5 + видюха…
    Интересно, в винде с этим проще?

  9. Данила:

    Дополню. Обнаружил странный формат экспорта: Master File- Apple- 4k res, Но размер конечного файла меньше FHD для компа, и на выходе- четкая картинка! Странно все это…

  10. Сергей:

    Снимать надо с макимальным качеством, которое вообще это возможно. Что бы не было обидно за зря прожитые годы. У меня есть съемки 40 летней давности, снимал на кинокамеру 8 мм. Сейчас явно не хватает четкости, и этого не вернуть! Если вы сейчас не можете увидеть всей прелести, то пройдет совсем не много времени и вы сможете это оценить…

  11. Евгений:

    Выгружать ролики 4К на ютуб для сжатия — это полнейший бред! Статья явно не профессионалом написана, который совершенно не понимает смысл того, что пишет. 4К в бытовом секторе на сегодняшний день — это пока что сказки маркетологов и пока лишь заманчивая перспектива для любителей и даже некоторых профессионалов.

    • Евгений Вовк:

      Евгений, «непрофессионал» (к слову, это пишется слитно) имеет 16 лет профессионального стажа в работе с цифровыми фото и видео материалами. Статья основана на собственном опыте, дополнена фактами, советами и рекомендациями европейских коллег. Её призвание — просто и наглядно ответить на вопрос, задаваемый начинающими видеографами, показать им простые легкодоступные инструменты. Когда они из них профессионально вырастут — пойдут изучать более специализированные и глубокие публикации. Если у Вас есть желание опровергнуть или дополнить какое-либо из утверждений статьи — пожалуйста, предоставьте ссылки на данные, которые это могут подтвердить. Иначе комментарий приобретает вид аматорского мнения в стиле «баба яга против».

  12. Михаил:

    Приветствую.
    Понятно, что снимать видео нужно в 4К, а потом «переводить» в 1080p для получения качественного изображения. А почему сразу нельзя снимать в 1080p и получать такое же качество как при «переводе» из 4К в 1080p? количество пикселей же остается тем же? Видеокамера (фотоаппарат) заведомо «хуже» снимает, чем может?

  13. Добрый день!
    Такой вопрос:
    Купил себе Go Pro Hero Black 5, так как начал кататься по миру, хочу все снимать.
    Подскажите мне снимать лучше в 4к все свои путешествия или можно обойтись??
    Как будет лучше? Видеоролики собираюсь загружать на Ютуб!
    Спасибо.

  14. Андрей:

    Спасибо за интересную и информационную статью, купил iPhone SE, и несколько раз уже задумывался о целесообразности съёмки в 4К.
    Привычка делать всё наиболее качественном виде (фото/видео), оправдала себя, сейчас с неплохим качеством смотрю фото-видео снятые не телефон 5-7 лет назад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: