Ограничения на полеты дронов в Украине 2019

11 января 2019 стала известна новая карта зон, в которых действует ограничения на полеты беспилотных летательных аппаратов. Под запрет попала вся территория Луганской, Донецкой областей и Крыма. А также прилегающие к ним территорий, в которых наблюдается высокая концентрация войск. Однако наиболее примечательно то, что подобный статус получили ряд VIP объектов под Киевом. И практически вся территория Одессы.

Разберем детальнее, что означают эти ограничения.

Согласно официальному заявлению Государственной Авиационной службы Украины, «сейчас вопрос безопасного использования беспилотных воздушных судов (БВС) недостаточно урегулирован, а действующая нормативная база затрудняет эксплуатацию БВС с коммерческой, спортивной целью или в качестве хобби. Учитывая стремительное развитие рынка БВС, мы работаем над разработкой новых правил, которые безопасно интегрируют новые виды воздушных судов в существующую систему использования воздушного пространства.»

Мы не будем разбирать, частные владения каких политиков попали в зоны ограничений и почему. СМИ уже детально все это перебрали. Нам важнее показать, что новое заявление означает для владельцев коптеров.

 

Какие ограничения для дронов существуют в Украине

11 июня 2018 г. Госавиаслужба Украины ввела Временный порядок использования воздушного пространства Украины. Если вкратце, им были введены следующие ограничения для всех беспилотников весом до 2 кг:

  • полеты могут выполняться только днем;
  • полеты не выполняются над дорогами государственного значения (международные, национальные, региональные, территориальные), центральными улицами городов, поселков городского типа и сел, железными дорогами государственного и регионального значения, над и вдоль линий электропередачи, продуктопроводов. Но их пересечение разрешено.
  • запрещены полеты над промышленными зонами, электростанциями, железнодорожными станциями, морскими портами, хранилищами топлива, нефти, газа, других опасных веществ и жидкостей и т.д.; местами (районами) аварий и катастроф, учреждениями исполнения наказаний и следственными изоляторами, кроме случаев выполнения полетов в интересах администраций указанных учреждений и изоляторов;
  • полеты не выполняются в зонах полицейских / антитеррористических / специальных операций, зонах, определенных для обеспечения безопасности лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана;
  • полеты выполняются в пределах прямой видимости, но не далее 500 м от пилота;
  • максимальная высота полета не выше 50 м над уровнем земной (водной) поверхности;
  • не ближе 30 м от другого лица, не ближе 50 м от групп людей до 12 человек, и не ближе 150 м от групп людей количеством более 12 человек.

В сентябре 2018, после ряда запросов и жалоб, Госавиаслужба несколько смягчила эти правила. В частности, максимальный вес был увеличен до 20 кг, высота — до 120 м. А ограничение дистанции полета в 500 м было заменено на формулировку «полеты в пределах прямой видимости (VLOS)».

После публикации карты зон в январе 2019, временный порядок исчез с официального сайта ГАСУ. И не с проста, ведь после введения контролируемых зон некоторые пункты Временного порядка теряют смысл. К примеру,  «сейчас, если вы владеете БВС весом до 20 кг, полеты воздушных судов должны выполняться в пределах зон ограничений/резервирования воздушного пространства». То есть в такой редакции выходит, что вне этих зон полеты не могут осуществляться вовсе. При этом в новом варианте ограничений нет прямого указания на то, что предыдущие правила становятся недействительными.

Разрешение на полеты, согласно заявлению ГАСУ, получить может любой желающий. «Для этого нужно обратиться с письмом в произвольной форме по разовой заявке до Украэроцентра за 10 рабочих дней по телефону тел .: +380 44 351 59 92 (круглосуточно), или nach_smeny@uksatse.aero» (обратите внимание, что в официальном заявлении email указан с опечаткой в виде лишней буквы R — «nach_smeny@ukrsatse.aero»).

 

drone_shot

Разрешено ли сбивать дроны в Украине

Среди прочего, полеты запрещены над объектами, которые определены МВД, Госпогранслужбой, СБУ, Нацполицией, Нацгвардией, Управлением государственной охраны и другими военными формированиями, правоохранительными структурами. То есть, к примеру, над местами проведения учений, воинскими частями, другими военными объектами и полигонами.

Право сбивать БПЛА над этими территориями регламентировалось Законом Украины «О введении военного положения в Украине» и Законом Украины «О правовом режиме военного положения». А так как действие военного положения закончилось, нет и нормативных актов, позволяющих кому-либо сбивать коптеры. Более того, даже для его изъятия требуется соответствующее решение прокуратуры или суда.

Однако владелец земельного участка либо соответствующее ведомство может возражать против съемки и требовать удаления соответствующих видео- и фотоматериалов.

 

Общие рекомендации ГАСУ

Помимо Временного порядка существуют также официальные рекомендации Государственной Авиационной Службы Украины всем пилотам квадрокоптеров. Выглядят они следующим образом:

  • выполняйте контроль своего самочувствия и того, что вы способны адекватно управлять полетом БВС, еще до вылета;
  • внимательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации БВС, не пытайтесь самостоятельно «усовершенствовать» его конструкцию;
  • проверяйте свой БВС перед каждым полетом;
  • перед вылетом своего БВС трезво оцените метеорологические условия;
  • перед полетом своего БВС проверьте, что он будет выполняться в пределах воздушного пространства, разрешенного для использования;
  • никогда не поднимайте в воздух свой БВС, если это может быть опасным для вас, других людей или животных;
  • эксплуатируйте свой БВС, не выходя за пределы ограничений, установленных для него его разработчиком;
  • старайтесь держать БВС подальше от людей, их частной собственности, а также от транспортных средств;
  • никогда использованием своего БВС не пытайтесь вмешаться в чью частную жизнь;
  • не делайте попыток кого-то сфотографировать или заснять без его разрешения;
  • заранее планируйте траекторию полета своего БВС, оценивайте возможные препятствия и определяйте места его возможной вынужденной посадки;
  • при полетах все время держите БВС в пределах видимости и обходите воздушные объекты;
  • никогда не пытайтесь сознательно приблизиться к воздушным судам в полете;
  • всегда прекращайте полет БВС по требованию представителей правоохранительных органов или военных формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины, если они считают, что ваш БВС угрожает интересам национальной безопасности или безопасности других людей;
  • помните, что при полетах вашего БВС именно вы отвечаете за безопасность других людей и их имущества.

Стоит отметить, что данный перечень не является ограничениями и носит рекомендательный характер. То есть не может иметь никаких юридических последствий в случае нарушений. Однако каждый из пунктов основан на здравом смысле. И мы советуем их придерживаться. Хотя бы из соображений безопасности и уважения к праву на частную жизнь других людей.

 

О штрафах для пилотов дронов

Отвлечемся от рекомендаций и вернемся к правилам воздушных полетов и порядку использования воздушного пространства. Законодательством Украины предусмотрена следующая ответсвенность за их нарушение.

Статья 111 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
«Выполнение полетов с нарушением нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность авиации, влечет наложение штрафа от шестидесяти до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан» (от 1020 до 8500 гривен).

Статья 282 Уголовного кодекса Украины.
«Нарушение правил пуска ракет, проведения всех видов стрельбы, взрывных работ или совершение других действий в воздушном пространстве, если это создало угрозу безопасности воздушных полетов, наказываются штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет.
Те же деяния, если они причинили потерпевшему средней тяжести или тяжкие телесные повреждения или нанесли большой материальный ущерб, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, если они повлекли гибель людей, наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.»

При этом сами правила, за нарушение которых предусмотрены эти санкции, фактически всё ещё в разработке. И привлечь к ответственности владельца беспилотного летательного аппарата будет крайне затруднительно, если не сказать невозможно.

По крайней мере, сейчас хотя бы стала известна карта зон, полеты в которых будут под особым контролем. И это стоит учитывать всем пилотам, так как зоны означают в том числе то, что там на малых высотах могут происходить полеты пилотируемых судов (на остальной территории — не ниже 150 метров).

 

По мере появления новых разъяснений и постановлений данная статья будет обновляться.

Подписывайтесь на официальную страницу Wazza в Facebook, а также Telegram, Instagram и YouTube канал.


2 комментария

  1. Руслан:

    Про Крым посмеялся, фантомные боли))

    • Укр:

      Смется хорошо тот, кто смеется последний. Как бы Крым не оказался фантомной болью умирающей империи. Как вам такой вариант? Знаете ведь чем это кончится? В глубине души знаете… Что сколько бы гопник ни пыжился что «мобила отжата по правилам», но отдавать придется…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: