Gopro режимы 4:3 – что с ними делать? Обрезка или динамическое растяжение

Вы в курсе, что именно формат съемки с разрешением 4:3 (960р, 1440р, 2.7K 4:3 и 4K 4:3) является «родным» для GoPro? Сенсор этих камер имеет соотношение сторон 4:3. А значит, именно в этом режиме GoPro получает максимальный обзор. Особенность формата 4:3 в том, что это практически квадратный кадр. Поэтому при съемке в любом из популярных сейчас режимов 16:9 (1080р, 4K), видео, которое было получено на сенсоре GoPro, фактически обрезается сверху и снизу.

Gopro режимы 4:3

Различие хорошо видно на скриншотах ролика, снятого на лыжной трассе. В режиме 1080р теряется важная часть перспективы (часть тела лыжника и направление трассы), вместо этого делается акцент на снежном пейзаже слева и справа.

Как обрабатывать отснятое в режиме 4:3 видео?

Грамотная постобработка поможет оптимальным образом отредактировать видео 4:3 в распространенный стандарт 16:9. Делать это можно несколькими методами и с помощью разных редакторов. В любом случае, подход к переформатированию должен быть творческим, индивидуальным для каждого ролика. Проанализируйте, какими деталями можно пожертвовать при обработке (обрезать либо изменить пропорции), а какие элементы кадра следует оставить неизменными.

Итак, есть два подхода.

 1. Обрезка

Самый простой способ отформатировать видео 4:3 – это обрезать нижнюю и верхнюю часть отснятого материала.

Чтобы сделать это с помощью редактора Adobe Premiere, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на таймлайне открытого клипа и снять флажок  «Scale to Frame Size», если он установлен редактор не будет масштабировать клип по высоте до размера кадра. Затем перейти на вкладку «Effect Controls» и после нажатия на нужный клип, найти «Scale» под заголовком «Motion». Если необходимо получить формат клипа 1080р, его масштабируют до 150% для  изначального разрешения 960р, или же до 100% для разрешения 1440р.

Таким образом видео займет всю ширину экрана, что позволит избавиться от черных полос справа и слева, а по вертикали оно будет немного обрезано. Можно обрезать кадр сверху и снизу неравномерно, подгоняя под оптимальный ракурс вертикальным слайдером здесь же на втором пункте вкладки «Motion». Значение слайдера по умолчанию 540, двигать его нужно в пределах от 360 до 720, чтобы не получить черные полосы выше и ниже клипа.

В редакторе Final Cut 7.0 по умолчанию масштабируется высота до размера кадра. В разделе «Motion» необходимо выставить масштаб 100% при разрешении 1440р или 150% при 960р. Можно переместить вертикаль, включив каркасную сетку  Image+Wireframe, или отрегулировав второй параметр в элементе управления «Center». При этом первый параметр должен остаться нулевым, чтобы не появилось никаких нежелательных черных полос слева или справа от видео.

В GoPro Studio 2.0 при  загрузке видео 1440р или 960р на таймлайн обрезка происходит по умолчанию. Этот редактор автоматически масштабирует 960р до размера рамки и дает возможность настроить кадрирование, перемещая ползунок.

 

2. Динамическое растяжение

Более продвинутый подход. Это не просто подгонка кадра под нужный масштаб. Здесь основная задача — максимально сохранить высокое разрешение и пропорции изображения. Фактически это и делает режим SuperView, о чем мы уже писали. Однако делает он это бездумно, и используя полноценный видеоредактор можно получить гораздо более естественную картинку.

Пользователи Mac могут работать с редакторами Premiere, Final Cut или GoPro Studio 2.0. Для Windows лучше всего подойдут GoPro Studio и AfterEffects.

Для полноценной работы в Premiere или Final Cut понадобится плагин  Elastic Aspect. Чтобы использовать Elastic Aspect,  сначала нужно установить приложение FxFactory – это оболочка, которая содержит эффекты для Premiere, AfterEffects и Final Cut (7 и 10). Установите FxFactory, затем загрузите Elastic Aspect  в контейнер программы FxFactory.

Чтобы FxFactory не загромождала пробными эффектами редактор, перейдите к «Actions» > «Disable Trial Products».

Растяжение с помощью Premiere

Gopro режимы 4:3

Работать нужно в такой последовательности:

  • Загрузите клип формата 4:3 на таймлайн, он автоматически масштабируется, то есть появятся черные полосы слева и справа. Дважды щелкните, чтобы открыть его.
  • Перейдите на вкладку «Effect Controls», далее в раздел «Motion».
  • Снимите флажок «Uniform Scale» и измените высоту шкалы на 75%, ширину оставьте равную 100%. Теперь клип 4:3 растянется, чтобы заполнить рамку 16:9. Он будет выглядеть неестественно, но все это исправимо.
  • Перейдите в меню «File» > «New» > «Adjustment Layer». Чтобы применить эффект Elastic Aspect, понадобится корректирующий слой над клипом. Корректирующие слои — это пустые оболочки, к которым можно применять различные эффекты, видео под слоем также будет принимать эти эффекты. В любой момент корректирующий слой можно отключить, при этом видео сохранит исходные параметры. Настройки корректирующего слоя должны совпадать с настройками изначального клипа (1080р, 29.97 и т. д.)
  • Перетащите корректирующий слой на таймлинию над видео.
  • Добавьте Elastic Aspect Classic в корректирующий слой. Плагин Elastic Aspect имеет три разновидности, Classic является наиболее оптимальным. При применении эффекта фиксируется центр кадра, а растягиваются края. В большинстве случаев это самый приемлемый вариант, потому что важные объекты в основном находятся в центре кадра, а края менее информативны. Защищенная область будет выделена желтым цветом, она сохранит исходное соотношение высоты и ширины изображения. Защищенную область можно перемещать влево и вправо. Также можно менять эластичность и натяжение.
  • Обязательно снимите флажок «Show Protected Region» перед сохранением, чтобы скрыть желтую секцию в кадре.
  • Включайте и выключайте плагин в процессе работы с помощью кнопки «fx» рядом с эффектом, чтобы контролировать различия с исходником. Даже если защищенная область смещена от центра, параметры кадра в самом центре также будут защищенными.

Рекомендуем использовать отдельный корректирующий слой с Elastic Aspect эффектом для каждого клипа на таймлайне. Каждый последующий слой можно копировать из предыдущего клипа.  Для этого необходимо, удерживая  нажатой кнопку alt, перемещать корректирующий слой поверх следующего клипа.

Растяжение с помощью Final Cut 7.0

Gopro режимы 4:3

Для начала нужно применить ProRes кодек, оставив неизменными размеры клипа, к примеру, 1920х1440. Далее по плану:

  • Загрузите клип формата 1440р на таймлинию, он автоматически масштабируется, то есть появятся черные полосы слева и справа. Щелкните дважды, чтобы открыть его.
  • Нажмите на вкладку «Motion» и измените масштаб с 75% до 100% для режима 1440р. Таким образом, размер клипов увеличится, чтобы ширина идеально соответствовала рамке.
  • Далее под заголовком «Distort»  измените параметр искажения на -33.33 (обратите внимание на отрицательное значение).
  • Перейдите в раздел «Effects» > «Video Filters» > «Andy’s Effects» > «Elastic Aspect Classic». В отличие от Premiere, в данном случае плагин можно применить непосредственно к клипу.
  • Отрегулируйте все настройки аналогично Premiere, включая эластичность и регулировку натяжения.
  • Помните о необходимости снять флажок «Show Protected Region» перед сохранением.

Растяжение с помощью GoPro Studio

GoPro Studio дает возможность регулировки самых базовых настроек. Она работает хорошо и быстро с клипами, требующими минимальных корректировок. Например, с видео серфингистов, лыжников, при съемке с мотошлема или велосипеда и т. п.

Порядок работы таков:

  • Импортируйте необработанный клип в поле редактора GoPro Studio, конвертируйте видео.
  • Перейдите на этап редактирования во вкладку «Edit». Нажмите на клип в корзине слева. В правом нижнем углу находится поле пресетов. Нажмите пресет «4×3 to Wide». Это автоматически растянет формат 4:3 до 16:9.
  • Примените функцию динамического растяжения. Параметры динамического растяжения регулируются слайдером  Н.Dynamic в разделе «Framing Kontrols» справа. Сдвиньте слайдер влево, чтобы выровнять  клип.

Gopro режимы 4:3

В GoPro Studio можно использовать клипы, отформатированные в Premiere или Final Cut. Они похожи на файлы ProRes 422, с которыми можно работать в Final Cut или Premiere.

Растяжение с помощью AfterEffects

Для редактора AfterEffects разработан отличный плагин: динамический шаблон-сетка, который можно скачать здесь. Шаблон накладывается на клип-исходник и позволяет растягивать его в нужных направлениях, отслеживая все действия и корректируя их. Шаблон одновременно отображает две сетки:

  • зеленую – изначальный формат кадра;
  • красную – формат кадра с изменениями.

Вот Пошаговое руководство по использованию шаблона «4×3 to 16×9 Dynamic Crop Template»:

  • Загрузите файл шаблона по ссылке и разархивируйте его.

Gopro режимы 4:3

  • Откройте AfterEffects, создайте новый проект или откройте существующий.
  • Импортируйте динамический шаблон в поле редактора AfterEffects.

Gopro режимы 4:3

  • Откройте 3 основные рабочие вкладки: «16×9 Output», «4×3 Input» и «4×3 to 16х9 Controls».

Gopro режимы 4:3

  • Импортируйте исходный видеофайл в формате 4:3 и перетащите его во вкладку «4×3 Input» над слоем демо-сетки «4×3 Demo Grid layer».
  • Отрегулируйте размер клипа 4:3 в рабочем окне, чтобы совместить его со слоем «4×3 Demo Grid Layer».
  • Перейдите во вкладку «4×3 to 16х9 Controls». Здесь видно, что видеоматериал уже автоматически отредактирован. Зеленые круги показывают исходное соотношение сторон (без растягивания), красные круги показывают, где отснятый материал растягивается. В тех местах, где зеленые круги совпадают с красными, кадры сохраняют свои пропорции.
  • С помощью четырех слайдеров в разделе «»Stretch Distortion Map — CONTROLS HERE» можно регулировать величину растяжения кадра в разных направлениях:

— ползунки Strech R  и Strech L соответственно настраивают величину деформации в правой и левой части кадра в диапазоне от 30 до 50 единиц. При значении 30 исходный кадр практически не деформируется, сильно растягиваются только крайние круги сетки шаблона, оставляя защищенным центр. При значении 50 вправо или влево равномерно растягивается весь исходный кадр;

Gopro режимы 4:3

— следующие слайдеры Curve R и  Curve L определяют начальную позицию воздействия эффекта растяжения и работают в диапазоне от 0 до 1.

Gopro режимы 4:3

  • Чтобы перемещать фокус кадра вправо или влево от центра используются слайдеры раздела «Center Settings — CONTROLS HERE». Этот инструмент соответствует функции неполного расширения кадра плагина Elastic Aspect (о ней читайте ниже).
  • Перед сохранением отредактированных кадров необходимо отключить сетки шаблона.

 

Расширенные настройки Elastic Aspect

 Half Stretch (неполное растяжение)

Неполное растяжение Half Stretch используется для клипов, которые будут выглядеть неестественно в полностью растянутом виде. Также эта функция пригодится, когда нужно вырезать какую-то деталь в нижней или верхней части кадра (например, рукоятку монопода).

Предположим, нами уже выполнены все шаги по динамическому растяжению с помощью Elastic Aspect, приведенные выше, но растянуть клип нужно лишь наполовину.

Gopro режимы 4:3

При работе в Premiere необходимо во вкладке «Motion» раздела «Effect Controls» увеличить высоту масштабной шкалы «Scale Height», регулируя ползунок вертикального положения. Оптимально растягивать «Scale Height» от 75% до 88% (88 – среднее значение  между 75 и 100). Поскольку  изображение стало более растянутым по вертикали, желтая защищенная область Elastic Aspect станет выше и сузится. Теперь нужно использовать функцию «Protection Override» для горизонтального растяжения защиты.  Чтобы зафиксировать защищенную область, надо установить значение «Protection Override» равным 0.50 (что будет соответствовать половине растяжения).

При работе в Final Cut 7.0, перейдите на вкладку «Motion»  и уменьшите значение искажения от -33.33 примерно до -20. Это можно сделать с помощью маленькой стрелки справа, уменьшая значение на единицу за один клик. Затем с помощью Wireframe+Image нужно передвинуть клип по вертикали  и оптимизировать.

Прежде чем форматировать видео 4:3 всегда необходимо анализировать исходное изображение. Если в кадр попал слишком большой кусок неба, его можно обрезать, сохраняя всю нижнюю часть кадра, и применить полурастяжение. Нельзя забывать, что при использовании динамического растяжения качество полученного в результате изображения сохраняется максимально .

Творческое растяжение

Еще один хороший прием — творчески использовать защищенную часть изображения. Этот метод можно разобрать на примере видео GoPro с мотоциклистом. В кадре присутствует крупная фигура, которая к тому же смещена от центра. При традиционном способе растяжения видео будет выглядеть неестественно, а при обрезке теряется большая и важная часть визуальной информации:

Gopro режимы 4:3

Выход в том, чтобы защитить те детали, которые имеют значение, и обрезать (растянуть) остальные части.  Так как мотоциклист едет на высокой скорости, пейзаж размывается, поэтому не страшно, если он будет заметно растянут.

В этом случае главное, чтобы сам мотоциклист не выглядел странным в движении.  Тут важно найти баланс между оптимизацией ширины области защиты и уменьшением искаженного внешнего вида. Кроме того, чем шире защищенная область, тем более искажены края кадра.

Gopro режимы 4:3

 

Примеры динамического растяжения GoPro видео

 Здесь представлены скриншоты видео снятого на Gopro в режиме 4:3 и оптимизированные различными способами. Слева направо клипы выглядят следующим образом:

  • исходный кадр 4:3,
  • полностью обрезанный кадр до формата 16:9 (теряется часть картинки сверху и снизу),
  • кадр с динамическим растяжением (с отображением защищенных зон).

Gopro режимы 4:3

Gopro режимы 4:3

Gopro режимы 4:3

Gopro режимы 4:3

Gopro режимы 4:3

Gopro режимы 4:3

На изображении с двумя  мотоциклистами эффект Elastic Aspect  использован дважды для защиты отдельно правого и левого элемента с наложением слоев сверху друг друга.

Как видите, в большинстве случаев применяется неполное растяжение Half Stretch, что дает возможность вырезать некоторые детали в кадре или растянуть элементы по вертикали немного больше, чтобы придать им более естественный вид.

Когда использовать режим съемки 4:3?

Резюмируя эту инструкцию, добавим, что формат 4:3 используется в случаях, когда необходимо получить большой угол обзора, больше перспективы. К тому же он незаменим,  когда непонятно, где именно будет происходить действие в кадре.

При съемке 4:3 камера GoPro может быть установлена где угодно: на голове, на руле или лыжной палке. Можно не сомневаться: получатся отличные кадры. Режим 4:3 действительно оправдывает себя!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *